«Такие люди не умирают, они уходят в вечность». Как губернатор и Губкин прощались с Анатолием Кретовым

Белгород №1
5 min readAug 1, 2020

В последний день июля в Губкине простились с Анатолием Кретовым, бывшим главой администрации Губкинского городского округа. Эту должность он занимал на протяжении 23 лет, с 1996 года, а в сентябре 2019 оставил кресло мэра и стал председателем местного совета депутатов. На новой должности он не успел проработать и года.

На 73-м году жизни политический тяжеловес стал 51-й жертвой коронавируса в Белгородской области. О болезни бывшего мэра Губкина известно немного: 17 июля Кретова госпитализировали в больницу с подтверждённым диагнозом Covid-19. Подробностей о том, как протекало заболевание, нет.

15 апреля первый замначальника департамента здравоохранения области Людмила Крылова рассказала, как будут хоронить умерших с коронавирусом: их можно кремировать или похоронить в закрытом гробу на обычном кладбище. Во втором случае попрощаться с усопшим у родственников, в целях предотвращения распространения инфекции, возможности нет.

Но Кретов стал исключением из этого правила. 31 июля во дворе главного храма Губкина на прощальную церемонию собралось, по оценке «Белгород №1», от 300 до 400 человек: родственники, близкие друзья, коллеги, губкинские и белгородские чиновники, депутаты, политики и представители казачества.

На церемонии прощания в Губкине побывала журналист «Белгород №1» Екатерина Ушакова.

Мы разговорились с водителем такси, который вёз меня до храма от автовокзала. Евгений рассказал, что слышал о кончине Кретова «краем уха», от бабушек на лавках, которые «теперь сидят и горюют».

У ворот на входе во двор храма дежурили несколько полицейских и две девушки: одна раздавала медицинские маски (никто из присутствующих маски не снимал), другая — обрабатывала всем пришедшим руки антисептиком.

Церемония прощания началась в 10 утра во дворе Спасо–Преображенского собора. Всё организовали посреди двора на подножии храма. К ней от ворот устелили ковёр, обрамлённый живыми цветами.

В центре площадки разместили закрытый (это обязательно при наличии коронавируса) гроб с покойным, справа организовали сидячие места для родных — жены, двух дочерей и их семей, слева — мемориал для возложения цветов, большой портрет усопшего, его награды и подставку для свечей.

Первыми с бессменным руководителем Губкина попрощались члены семьи — жена Надежда Григорьевна, дочери Лариса и Ираида и их близкие. Следующие полтора часа до приезда губернатора люди у мемориала сменялись один за одним: подходили по одному или двое, втроём и целыми группами по пять-семь человек. Они приносили к гробу цветы — гвоздики или красные розы, рассматривали большой портрет и награды, а потом утирали слёзы.

В толпе я подошла к первым двум мужчинам, не похожим на чиновников, чтобы поговорить о покойном. Так удалось познакомиться с Вячеславом Горпиняком, который работал директором местной типографии:

Мы лет 20 с Анатолием вместе работали. Я был директором типографии, которая обеспечивала выход газет.

Анатолий всегда очень внимательно относился к выпуску — всё-таки это средство массовой информации. Уделял очень большое внимание развитию типографии, всегда интересовался делами коллектива.

Сейчас ком к горлу подкатывается: невозможно поверить, что человек с такой энергией, столько сделавший для города, а, может, и не только для города… Светлая память о нём останется навсегда.

Женщина, стоявшая рядом, несколько минут разглядывала меня и всё-таки решилась спросить, чем я занимаюсь на похоронах: «На память снимаете фото? Или ещё для чего-то?». Узнав, что я журналист, она представилась коллегой Кретова, но имя называть не захотела:

Какая это утрата, какая трагедия! 30 лет [Анатолий Кретов] отдал Губкину. Какой ужас!

Путь у каждого свой — у Анатолия Алексеевича такой. Сколько бы он добрых дел ещё мог сделать, а теперь ничего [не сделает].

Он всем нравился. Жёсткий, да, правда, был, но сделал много.

Позади толпы вдоль бордюра всё увеличивалось и увеличивалось количество траурных венков: «От коллектива АО “ОЭМК”», «Уважаемому Анатолию Алексеевичу от Андрея Алексеевича Угарова» (директор по производству УК «Металлоинвест» — прим. Б1), «От внука Романа и его семьи», «Всегда в моих мыслях, душе и сердце».

Проводить Анатолия Кретова в последний путь приехал губернатор Евгений Савченко, митрополит Иоанн, мэр Белгорода Юрий Галдун, глава Старого Оскола Александр Сергиенко и другие высокопоставленные чиновники.

Евгений Савченко в поминальной речи вспомнил годы Кретова на посту мэра, как его идеи перерастали в федеральные программы и подытожил, сколько он сделал для Губкина:

Он всегда был ведущим, никогда не был ведомым — новатором и первопроходцем. Не всем удаётся оставить после себя рукотворный памятник. Анатолий Алексеевич оставил после себя этот памятник — уютную благоустроенную территорию Губкина.

Глава региона рассказал, что их последний разговор состоялся незадолго до кончины:

Я хотел как-то подбодрить его и говорил, чтобы он больше внимания уделил своему здоровью. А он говорил не о здоровье, не о себе. Он говорил о дороге, которая здесь пройдёт. Такие люди не умирают, они уходят в вечность.

Губернатор пообещал закончить дорогу и назвать её «дорогой Кретова».

В личной беседе несколько слов в память об Анатолии Кретове сказал мэр Белгорода Юрий Галдун:

Я же не долго работаю в правительстве, но мне приходилось сталкиваться с Анатолием Алексеевичем. Я рад, что в жизни мне пришлось какое-то время с ним работать. Как бы банально это не звучало, какую-то часть своего отношения к работе он мне подарил вот этими маленькими-маленькими встречами... Научил.

Сегодня здесь должен быть, наверное, весь Губкин. Потому что, как он относился к своим обязанностям, как любил свой город, край...

Жалко, что человек, мне кажется, ещё не дожил своего. Но не мы выбираем этот день жизни. Жители мои передавали близким низкий поклон и соболезнования. Скорблю вместе с Белгородом.

Заупокойную службу провёл митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн вместе с епископом Губкинским и Грайворонским Софронием.

Анатолия Кретова похоронили на Каплинском кладбище в Старом Осколе на Аллее почётных граждан.

--

--