«Вы создаёте течение “Скутовцы”». Как белгородские силовики сорвали съёмки фильма про самоубийство на кресте

Белгород №1
3 min readNov 13, 2020

--

Белгородские силовики сорвали съёмки фильма про Егора Скутова — того самого парня, который ушёл из жизни на поклонном кресте на Студенческой, узнал «Белгород №1». Мы пообщались об этом с режиссёром проекта Екатериной Гейнман и другими участниками съёмочной группы.

Три дня назад съёмочная группа из десяти человек приехала в Белгород на поезде. Студентов Московского института кино, для которых короткометражка была курсовым проектом, у вокзала уже ждали сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом.

Съёмочная группа на пути в Белгород

Пока актёры и другие работники площадки поехали в отель, режиссёра и продюсера повезли в здание областного УМВД на Славы. Там, по словам студентов, их ждал целый консилиум из представителей центра «Э» и сотрудников Следственного комитета (который, как оказалось, до сих пор ищет виновных в смерти Скутова).

«Нас обвинили во всём: в пропаганде суицида, в аморальности, что мы только чернуху снимаем. “У нас в городе столько хорошего, а вы пропагандируете это”, сказали нам. Они докапывались до всего, то мы украшаем суицид, то создаём якобы новое течение “скутовцы” — и будем сподвигать детей к суициду», — говорят участники встречи с силовиками.

В итоге полицейские и власти потребовали от режиссёра полностью изменить сценарий. Из фильма про Егора Скутова потребовали убрать все упоминания самого Скутова, любые отсылки к суициду, а также запретили снимать тот самый крест на Студенческой — сама по себе съёмка креста, уверены в полиции, уже является пропагандой суицида.

Егор Скутов на кресте. Фото: Игорь Ермоленко

Сами студенты уверяют, что не намеревались пропагандировать суицид. Напротив, в фильме они восстанавливают цепочку всех событий перед роковым шагом, а также пытаются рассуждать, что именно могло подтолкнуть героя на такое.

По мнению авторов, многим подросткам в России нужна психологическая помощь и поддержка, чтобы таких случаев не происходило. Сцены с телом на кресте в фильме не планировалось — на студенческой съёмочная группа планировала снимать лишь зевак, увидевших в то утро облетевшую всю страну картину.

На следующий день руководство съёмочной группы вновь увезли в управление — несмотря на то, что на этот день уже были запланированы съёмки (естественно, они сорвались). Встречу полицейские и следователи, говорят студенты, начали с фразы «Ну как спалось, девчат?» — здесь стоит учесть то, что посреди ночи к актёрам в номера приходил полицейский и переписывал их данные, поскольку ему якобы поступила информация о подозрительных личностях.

В УМВД по Белгородской области режиссёру окончательно дали понять, что снимать фильм не дадут. Во-первых, их предупредили, что у креста дежурит сотрудник. Во-вторых, несколько раз пригрозили уголовным делом. Но больше всего режиссёра смутило то, что один из сотрудников зачитал им краткое изложение фильма, который Гейнман никому не предоставляла — этот текст содержался только в её личных сообщениях во «ВКонтакте».

В итоге студенты сообщили полицейским, что закрывает проект. Те, в свою очередь, предложили не торопиться — и выбрать другую тему. Например, снять кино про Фёдора Емельяненко, бывшего полицейского из Старого Оскола Михаила Саплинова, который изнасиловал и убил двух девушек, а также про Сергея Помазуна, расстрелявшего людей в центре города. Например, про сотрудников, которые ловили его.

Отметим, что всего студентам университет выделил около 100 тысяч рублей на съёмки фильма. 60 тысяч они потратили на билеты для съёмочной группы, аренду оборудования и суточные для всей команды.

Перед обратным поездом москвичи всё-таки приехали сфотографироваться у поклонного креста

--

--