В Старом Осколе людей с коронавирусом заперли в общежитии со здоровыми. Как это произошло?

Белгород №1
6 min readMay 8, 2020

В Старом Осколе в общежитии с 20 апреля заперли десятки работников курского предприятия «Куриное царство». 19 апреля у одного из них поднялась температура. Оказалось, что он заражён Covid-19. В тот же день у всех жильцов общежития взяли анализы.

На следующий день главный санитарный врач города Елена Катаева выпустила постановление, согласно которому проживающие в общежитии с 20 апреля 14 дней не могут покидать помещение — им запрещён выход и в аптеку, и в магазин.

«Заразившихся не изолировали. Санитарные нормы проживания в данном помещении не выдержаны. В этих условиях сложно соблюдать гигиену и организовать горячее питание», — описала ситуацию депутат облдумы Анастасия Байбикова, к которой обратились люди через несколько дней после начала самоизоляции.

После двухнедельного карантина в начале мая Катаева выпустила новое постановление о продлении ограничений на неопределённый срок. Некоторым рабочим, чьи повторные тесты на Covid-19 были отрицательными, удалось выпросить у руководства справку и покинуть общежитие.

Но в здании по-прежнему остаются рабочие — и больные, и здоровые. Сотрудники говорят, что их около 40, мэр Старого Оскола Александр Сергиенко — что 16.

«Белгород №1» приводит рассказы сотрудников «Куриного царства» и позицию властей, которые расходятся в нескольких пунктах.

Наталья:

«Я работала там вахтой. 14 апреля приехала из Курска, меня поселили в общагу. Некоторые приехали за несколько дней до меня, из Москвы, других городов и стран, в том числе Казахстана, Узбекистана.

15 апреля нас отвели в службу безопасности предприятия. Мы ответили на несколько вопросов, медиков мы не проходили.

На проходной измерили температуру. Один мужчина, не гражданин России, сказал, что у него насморк и температура. Его на предприятие не допустили, отправили в общагу. Мы же пошли работать.

С 15 до 18 апреля я работала, потом нас во время ночной смены сорвали, отвезли в общежитие и его сразу оцепили. Полиция, три машины, и всё. Мы не придали значение. 19 числа у нас стали брать анализы на Covid-19.

Через два-три дня увезли 5–6 человек в тяжёлом состоянии. Одна “тяжёлая” девушка жила с нами в комнате. Такие люди уже не вставали, задыхались, у них была боль в груди, слабость, температура, кашля я не слышала. Мы придём, она лежит. В понедельник или во вторник утром девушка попросила вызвать ей скорую. Нам сказали, что у неё пневмония тяжёлой формы.

20 апреля выдали постановление о том, что до 3 мая общежитие закрыто на карантин. Медики периодически вывозили людей в тяжёлом состоянии.

Одни девочки болели. У них взяли анализы и привезли обратно, сказали, что у них ОРВИ или ОРЗ. Они пили таблетки, “Иммард” (противомалярийный препарат), потом антибиотик. Нам тоже для профилактики давали две таблетки выпить. У этого препарата побочки сильные. У тех, кто неделю пил, пропал слух, нюх, появилась сыпь на ногах и руках.

Наши руководители привезли еду. По курице на комнату, в нашей — было восемь человек. Сказали, чтобы мы растянули на 4-5 дней. Крупы, 800 грамм. Сказали, тяните на 3–4 дня. Килограмм картошки, то есть одну картошку на человека и тяните как хотите. До 25 апреля мы тянули. Может, на нервной почве и заболела наша соседка.

Комната была где-то 6 на 6 метров, без окон, при входе стоял холодильник. Мыли комнату хлоркой каждый день, тянули и её как могли. Спасались всё это время “бичпакетами” (лапшой быстрого приготовления), которые привезли из дома. Также у нас была общая кухня и туалеты.

Полицейские на территории общежития

Вечером 25 апреля, уже после того, как мы пожаловались Екатерине Долговой (помощнице депутата облдумы Анастасии Байбиковой), нам привезли машину еды, а через неделю руководство из Москвы стало нас кормить.

3 мая у нас снова взяли анализы. У меня был отрицательный тест. У соседки — положительный. Отпускать из общежития нас не хотели. Потом пришло постановление о продлении карантина на неопределённый срок.

Почему здоровые люди должны там сидеть? Мы дошли до крайности. Я уже хотела ночевать на улице, потому что женщину с положительным тестом от нас не забирали. Мы хотели прыгать из окон.

Звонили в Роспотребнадзор. Там нам сказали, что не мы сажали вас на карантин, а ваше руководство. Тогда мы обратились к начальству в Старом Осколе. Утром 6 мая к нам прислушались, к вечеру анализы и справки уже были готовы.

Сейчас (мы общались с Натальей 7 мая) в общежитии остаётся 47 человек. Предприятие “Куриное царство” по-прежнему работает. Я не знаю, брали ли у работников тесты на коронавирус».

Андрей:

«Приехал из Москвы на заработки в Старый Оскол. Где-то неделю ждал, пока санкнижку привезут. 15 числа я честно сказал, что у меня был насморк, и я не работал. Прошло 3–4 дня и прям жестко стало: поставили охрану, полицаев, в магазин не сходить, никуда.

Условия содержания так себе. Не 5-звёздочный отель. Здесь обычный барак, трёхэтажный из белого кирпича. Не очень свежего качества. Комнаты рассчитаны на 8 человек, но вынуждены жить вдесятером. Тут промзона. Я сейчас на балконе сижу и перед лицом прям сейчас вижу свалку мусора.

Да, 19 числа брали у нас анализы. Первый раз жестко брали, чуть до рвоты не дошло, так в нос залезали. Потом были у нас люди с высокой температурой, забирали их. Продлевали карантин, брали ещё народ, вчера (6 мая) кого-то. Из поликлиники пришли справки, чьи имена называли, те могли уехать. Моя справка ещё не пришла.

У меня вообще всё нормально. Чем я мог заболеть, переболел в детстве. Всё четко. Руководство обещает больничные 2400 рублей — и как хочешь, так и добирайся домой.

Да, были у нас больные. Температура 39–40, два или три человека, сначала лежали и не говорили, а потом им вызвали скорую. Их с матрасом прям вынесли. Жёлтый и белый матрасы так и валяются на улице.

Внутри общежития предприятия «Куриное царство»

Вопрос, конечно, как они могли заразиться и как не заразились мы. В первый день приносили продукты. Мы тянули их. Потом медики приносили. Еда пахла лекарствами. Кто-то ел, кто-то нет.

Сейчас нам таксисты продукты привозят. Составляем списки и по номеру телефона с чеками, кому и чего нужно. Таксисты нам привозят.

Конечно, люди сейчас нервничают, переживают. Есть пары, например, мужчине пришла справка, его забрали, а девушка остаётся. Не очень слаженно получается.

Я не нервничаю не парюсь, я спокойный как удав. Главное, чтобы не забывали, кормить и выгуливать».

Глава Старого Оскола Александр Сергиенко:

«Друзья, в соцсетях и мессенджерах активно обсуждается ситуация со вспышкой COVID-19 в общежитии на территории промзоны Старого Оскола. Чтобы избежать домыслов и слухов, я даю вам полную картину того, что там происходит.

Общежитие предоставляет услуги проживания персоналу АО “Куриное царство”. Фабрика, на которой работают люди, находится в Горшеченском районе Курской области. Работники ежедневно доставлялись туда служебными автобусами.

В апреле один из сотрудников обратился за скорой медицинской помощью с повышенной температурой. В ходе обследования у него выявилась коронавирусная инфекция. После чего было принято решение протестировать на COVID-19 всех проживавших там людей. Поэтапно диагноз подтвердился еще у нескольких человек. Они были госпитализированы.

За состоянием тех, кто остался в общежитии, следит отдельный врач Старооскольской окружной больницы Луки Крымского, так как они могли контактировать с зараженными. Также организована дезинфекция всех комнат. Она проводится по установленному Роспотребнадзором графику. Проживавшие были обеспечены средствами индивидуальной защиты и личной гигиены. Кроме того, ООО “Эксцельсиор”, которое занималось подбором персонала для АО “Куриное царство”, заключило договор на двухразовое питание сотрудников фабрики с индивидуальным предпринимателем Куприным А.И. На период самоизоляции всем оформлены больничные листы. Долгов по зарплате у предприятия на данный момент нет.

Добавлю, что во время самоизоляции в общежитии были зафиксированы многочисленные нарушения общественного порядка, в том числе неоднократные попытки нарушения карантинного режима. В целях безопасности, как самих работников фабрики, так и жителей Старооскольского городского округа, полиция взяла объект под непрерывное наблюдение. Из шестидесяти трех первоначально изолированных сотрудников в общежитии на данный момент находятся только шестнадцать человек. Условия их проживания администрация округа взяла под контроль».

От «Белгород №1»: после чтения позиции главы Старого Оскола у нас возникли несколько вопросов. Попробуем их сформулировать.

  1. Власти и губернатор лично говорили, что новых очагов коронавируса у нас в области нет. Как это коррелирует с данными о том, что люди в общежитии массово заболели? Ведь даже Сергиенко официально пишет о «нескольких» людях, не говоря уже о неофициальной версии.
  2. Почему власти взяли на контроль ситуацию с проживанием людей не после первых обращений, а сейчас?
  3. Почему Роспотребнадзор говорил жильцам, грубо говоря, что их карантин — это их проблемы?
  4. Почему официально заявляется о двухдневном питании, средствах индивидуальной защиты и обработке общежития, а жильцы либо говорят, что это появилось сильно позднее, либо вообще отсутствует?
  5. Почему говорится о 63 изначально изолированных сотрудниках, а сами жители общежития называют цифру почти в 100 человек? Почему они говорят, что сейчас внутри остаются больше 40 человек, а глава — о 16?

--

--