«Тебя ставят на счётчик». «Белгород №1» узнал, почему военную часть, где повесился солдат, считают одной из худших в России
Утром 10 февраля в лесу Валуйского района обнаружили тело повесившегося парня, одетого в армейскую форму. Позже стали известны имя и возраст погибшего: 19-летний Максим Щербак служил по контракту в военной части №34670 в селе Солоти.
После трагедии «Белгород №1» удалось пообщаться с матерью погибшего Еленой Щербак. Она считает, что её сына, скорее всего, довели.
Оксана Шевцова, мама одного из военнослужащих, проходящих службу в Солоти, рассказала, что в части «творится что попало» — регулярные попытки суицида, неуставные отношения и халатное отношение командования к тому, что непосредственно происходит между военнослужащими.
Из открытых источников о части удалось узнать немногое. Но это немного — самое интересное. Мотострелковую часть в селе Солоти построили в 2015 году, и сразу же произошёл коррупционный скандал, связанный с поставкой стройматериалов.
В 2016 году солдаты, проходящие службу по контракту, пожаловались Владимиру Путину на многомесячные задержки зарплат.
В 2017 году помощи у президента попросил уволенный из части капитан Алексей Золотарёв. В отношении него возбудили уголовное дело, которое военный называл сфабрикованным.
И самое главное. На протяжении всего существования части матери и солдаты чуть ли не ежедневно жаловались на нестабильное обеспечение продуктами питания и поставками просроченных сухпайков. Они сообщали об избиениях и поборах за пользование телефонами.
«Белгород №1» связался с людьми, имеющими отношение к части: сослуживцами Максима, бывшим командиром миномёта, заместителем председателя Комитета солдатских матерей России Андреем Курочкиным. Не все они согласились дать комментарий, даже при условии полной анонимности.
Сергей (имя изменено) демобилизовался осенью 2019 года. По его мнению, многие офицеры и сержанты в части «быдло». Однако с ними было позволительно разговаривать без военного сленга. Высшее руководство, по его словам, выполняет свою работу без нареканий:
Вся грязь, которую вы пытаетесь узнать — это офицерский и сержантский состав. Мой ротный, например, ежемесячно собирал деньги — с каждого 500 рублей, якобы, на нужды роты. Если сержант находил у кого-то телефон, то возвращал его за три тысячи рублей. Не отдаёшь вовремя — тебя ставят на счётчик.
Со слов Сергея мы узнали, как устроена воинская часть: караульный городок, столовая и плац. Солдаты живут в помещениях размером 2х5, похожих на строительные вагончики, обшитые изнутри, с обогревателем. В каждом кубрике есть душ, туалет и две комнаты по четыре места в каждой.
На момент службы Сергея в части месяцами не было воды — меняли систему водоснабжения.
Другой военнослужащий Алексей (имя изменено) продолжает проходить службу по контракту в Солоти.
Сейчас в части проходит проверка. Во время любой проверки делают так, чтобы солдаты не попались на глаза проверяющим. Если проверка в Солоти, то всех переправляют в Валуйки и наоборот. Потому что как будет: условный генерал накинется на солдата, спросит, что да как. Ему солдат ответит, что не дают нормальную форму. Начнётся цепочка выговоров, в результате которых пострадает сам солдат.
Ситуацию вокруг военной части в Валуйском районе прокомментировал Андрей Курочкин, зампредседателя Комитета солдатских матерей России. Он рассказал, что в/ч №34670 — одна из самых проблемных в России, о которой нельзя сказать ничего хорошего:
Часть огромная, бригада — полторы тысячи человек. При отсутствии контроля по вечерам начинается издевательство над сотнями ребят: вымогают деньги, избивают, медицинская помощь не оказывается. Поэтому там каждый день то побеги, то попытки суицида.
По словам Курочкина, три самые проблемные части России — Сергеевка (Приморский край), Мулино, (Нижегородская область) и Валуйки.
Проблема в корне не устраняется, поэтому жалобы из Валуек к нам поступают непрерывно.
От «Белгород №1»: сегодня, 14 февраля, после обеда мы опубликуем заключение самое военной части о том, почему, предположительно, Максим Щербак покончил с собой.