На подбородке. Как прошёл первый день масочного режима в Белгороде

Белгородские власти с 12 мая ослабили режим самоизоляции: открылись почти все магазины и даже торговые центры, кроме фитнес-центров, соляриев, бань. Массовые мероприятия по-прежнему запрещены.
C сегодняшнего же дня в области ввели масочный режим. Жителей обязали носить маски в закрытых помещениях, где сложно соблюдать социальную дистанцию, и общественном транспорте. При этом в правительстве уточнили, что людей штрафовать не будут, а вот организации — да. Из-за этого продавцы могут отказать покупателям в обслуживании, а охранники могут и вовсе попросить покинуть здание.
Так ли это на самом деле — выясняла журналист «Белгород №1» Юлия Тимофеенко. Взяв с собой три многоразовые маски, пачку влажных салфеток, антисептик и хороший иммунитет, она побывала в трёх торговых центрах, трёх аптеках, десятке магазинов, на заправке, рынке и (на свой страх и риск!) дважды проехала в автобусе.
Проверка начинается с двух супермаркетов — «Магнита» и «Пятёрочки», которые находятся на Гостёнской, 3а и 16. На дверях обоих магазинов висят объявления о том, что входить без маски запрещено, а также призывы соблюдать дистанцию 1,5 метра друг от друга.
В «Магните» всё довольно скучно: я стою около входа, все посетители, заходя, надевают маски, у некоторых даже есть перчатки. Продавцы тоже одеты как положено. Даже носы не торчат.


В «Пятёрочке» всё по-другому, и главные нарушители там — сотрудники супермаркета. На входе администрация магазина предлагает покупателям взять одноразовую маску, если с собой нет.



Этот стеллаж находится около отдела с фруктами и овощами. Там ходит без маски и перчаток подсобный рабочий. Он помогает продавщицам расставлять товар по местам. Сами женщины не сильно отличаются от своего коллеги: их маски висят на подбородке, рот и нос открыты — и так у многих. Проблем с покупкой товаров у посетителей без масок тоже нет.
Иду к торговому центру «Меркурий» у БелГУ. По пути проверяю две аптеки: в первой — людей нет и провизор в маске, во второй — двое, женщина и мужчина лет 50–60, все в масках.
К слову, на улице немало людей и, как ни странно, многие тоже в масках. Некоторые, чтобы не доставать маску несколько раз, вешают её на ухо, а кто-то — на шею. Хотя на открытом воздухе её носить не рекомендуют из-за неэффективности и даже вредности спустя долгое время.
У дверей в «Меркурии» стоит охранник, который запрещает людям без масок входить в торговый центр. Многие сразу достают маску из кармана или сумки. У кого её нет, идут покупать или просто злятся и уходят.
— Вот этот парень теперь в маске зашёл, — кивает охранник ЧОП «Косатка» Юрий Мошкин. — Это не моя личная инициатива, это постановление губернатора Белгородской области. Согласно этому документу, посещение торговых центров без маски запрещено.
— Много людей приходили без масок?
— Достаточно. Многие понимают, но есть и те, кто не понимает. Не доходит до них. Я думаю, в других торговых центрах тоже такая же система.
— Как вы часто маску меняете?
— Ну, два-три часа. Сейчас должны подвезти маски.


Правда, непонятно, какой смысл в масках, если их всё равно носят на подбородке. И посетители, и продавцы. Но пошли дальше.
После «Меркурия» я направилась к торговому центру «Славянский». По пути зашла в павильончик с выпечкой, там была такая же картина, что и в ТЦ. В палатках с овощами и фруктами около остановки «Родина» продавцы и покупатели тоже были без масок, но постановление губернатора их и не обязывает носить средства защиты. И вообще они работают с середины апреля.
«На рынках Белгородской области нет замкнутого пространства, поэтому им разрешили работать. Там свежий воздух. На улице вирус ослабевает быстрее», — пояснили почти месяц назад в департаменте здравоохранения.


Напрасно Юрий Николаевич из «Меркурия» думает, что «в других торговых центрах такая же система», как у него. В «Славянском» на входе охранников нет совсем. Люди — и молодые, и взрослые — входят без масок и идут дальше по павильонам. Никаких преград.
Моя остановка — «Спортмастер». На полу в магазине лентами отмечены дистанции, которые нужно соблюдать, но у вешалок с вещами всем всё равно. Подойти к другому покупателю вплотную — обычное дело.
Громкоговоритель объявляет, что через пять минут магазин закроется на санобработку. Она продлится полчаса. Покупатели, выбравшие товар, идут к кассам, а я — вглубь магазина, чтобы проверить, будут меня выгонять или нет. И знаете, меня и ещё одного мужчину попросили покинуть помещение. «Спортмастер» закрылся.
Из «Славянского» направляюсь в «Мега Гринн». Впервые за полтора месяца я воспользовалась общественным транспортом и даже забыла, что оплата теперь при входе.
В автобусе №238 разметки о соблюдении дистанции и объявления о масках нет. Половина пассажиров без средств защиты. Зато все стараются держаться от друг друга подальше. Хотя это вполне обычно и для «мирного времени».


Я еду одна около водительского окошка. На «Стадионе» ко мне подсаживается женщина лет 50–55. С маской на подбородке. Села и стала, торопясь, натягивать маску. Перекрутилась, потом раскрылась лицевой стороной к носу. Женщина не выдержала, сняла резинки с ушей, расправила и надела нормально.
— Вы не боитесь со мной так близко сидеть? — спрашиваю, намекая на то, что я могу быть для неё потенциальной угрозой. Молодые люди могут переносить Сovid-19 без симптомов.
— Я? Не-е-ет.
Водитель автобуса тоже ничего не боится. Рядом с ним едет девушка без средств защиты, да и у него маска периодически съезжает с лица.
Остановка — «Мега Гринн». В торговый комплекс прохожу через надземный переход. У входа стоит охранник. Всё его внимание сосредоточено в телефоне. На его удачу я порядочный посетитель. После автобуса я надела свежую маску. Но какой в этом смысл, если в торговом центре люди и даже продавцы ходят без средств защиты?


И никто не запрещает. Во всяком случае, до этого текста.
Хотя есть и очень интересный случай. Например, детская парикмахерская на четвёртом этаже. Там работают в противочумных костюмах, очках и респираторах.
Следующий пункт — заправка «Газпром». Утром кассиры говорили водителям, что не могут их обслуживать, если те заходят без масок, и ссылались на постановление губернатора. Однако они быстро сдались из-за давления обозлённых автомобилистов.
Когда я зашла в магазин на заправке, из шести человек в маске был только один. И это я. Трое водителей, два продавца — без.
— Вы обслуживаете клиентов, которые приходят к вам без маски?
— На расстоянии полутора метра. Если ближе — нет. Ну, мы просим. Изначально мы говорили, чтобы они не заходили без масок. В итоге люди разворачивались с психами, — говорит продавец Светлана Кичагина
— А вы почему без маски?
— Мы в масках. Только у нас идёт замена. Я только с улицы, поэтому ещё не успела [надеть]. Вот. У нас замена, каждые полтора часа. На день дают по десять штук.
— Как начался день? Говорят, было много людей без масок.
— Да, много было. Они ругались. Людям скажешь, а они ругаются.
— Почему они приходят без масок? Они не верят в вирус?
— Они не говорят, просто начинают высказывать своё недовольство и всё.
На этом мой рейд должен закончиться, но я решаю пойти к рынку «Восход» и по пути заглянуть ещё в одну аптеку. И это первая аптека, где и покупатель, и провизор были без масок. Второй человек тоже зашёл без средств защиты.
Но это уже не удивляет.